Лента новостей

01:55
Астероид Апофис все же может уничтожить Землю в 2029 году
01:53
О чём смысл возможного членства Турции и Азербайджана в БРИКС?
01:03
Мова оккупирующая
23:04
Экс-омбудсмена Денисову подозревают в незаконном обогащении
22:42
Спасибо от бойцов с Запорожского фронта.
22:16
Вышли обзоры iPhone 16 Pro и Pro Max: отличная автономность, улучшенные камеры и причуды кнопки управления камерой
22:12
Ни задержан, ни арестован. Совладелец Wildberries Владислав Бакальчук даёт показания в СК
22:11
Столтенберг скептически относится к красным линиям Москвы
21:38
Наша реальность может быть лишь одной из многих в квантовой мультивселенной, согласно новому моделированию
21:21
WSJ раскрыла потери ВСУ - на Украине опровергают
21:20
В машине около места проведения митинга Трампа на Лонг-Айленде обнаружена взрывчатка
21:19
Президент Финляндии предлагает изгнать Россию из ООН
20:46
НАСА заключило контракт на миллиард долларов с компанией Intuitive Machines на создание лунной связи
20:22
Политолог Перенджиев: ЦРУ причастны к подрыву пейджеров в Ливане
20:20
Путин провел встречу с избранными главами регионов России
19:59
Акцент на бронеавтомобилях: какую военную технику покажет Россия на выставке в ЮАР
19:37
В Бейруте новая серия взрывов. Взрывается весь спектр носимых гаджетов, бытовая техника, горят авто
19:31
Израиль провоцирует войну с Ливаном – под угрозой весь Ближний Восток!
19:28
Основатель канала «Рыбарь» назвал цель взрывов в Ливане
19:02
Новые данные о радиации, полученной капсулой Orion во время полета по программе Артемида I
18:52
В ООН назвали подрыв пейджеров нарушением гуманитарного права
18:50
85 лет Польскому походу: спасли от немцев, вернули свое
18:43
«Слуги» провалили голосование за переименование 333-х населенных пунктов Украины
18:42
Шмыгаль переадресовал наградной комиссии присвоение Фарион звания героя Украины
18:41
Зима близко. ВС РФ вновь поразили энергообъекты в восьми регионах Украины
18:40
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 сентября
18:39
Минобороны ТЦК не указ. Военкомы продолжают мобилизовать парней младше 25 лет
18:34
В России в тестовом режиме запустили сайт электронных повесток
18:33
Новая волна массовых взрывов беспроводных средств связи в Ливане: горят дома, множество раненых (ФОТО, ВИДЕО)
18:03
Впервые в мире: человек мысленно использует Alexa с помощью мозгового имплантата
18:02
Точки Лагранжа и космические телескопы: технологии для продления их службы
17:58
Вторая в мире: как должна измениться российская армия?
17:44
Харьковские полицейские отказываются идти в штурмовики бригады «Лють»
17:43
Безуглая раскрыла заговор о сокрытии катастрофы с подготовкой мобилизованных
17:42
Как стать успешным и богатым на Украине? Украсть миллиард, вернуть миллион - и радоваться жизни
17:41
Мосийчук обозвал Сырского «мясником» и призвал остановить конфликт ради сохранения украинской нации
17:40
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 18 сентября
17:34
Тоталитарный режим США – угроза миру
17:30
Путин поблагодарил женщин России за труд на благо страны
17:05
Миниатюрные черные дыры могут проходить через Солнечную систему
16:48
МВФ передумал возобновлять контакты с РФ
16:47
Мать детей Дурова напомнила ему, что Телеграм совместно нажитое имущество
16:46
Продолжение репрессий: СБУ провела обыск в киевском Свято-Введенском мужском монастыре
16:45
Минпросвещения рекомендовало ограничить количество детей-мигрантов в школах
16:21
Ситуация в Курской области на 18 сентября 2024 года: текущая карта боевых действий
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Прибавь газу, машинист: что такое СПГ-поезд и зачем ему гигантский «холодильник»

Прибавь газу, машинист: что такое СПГ-поезд и зачем ему гигантский «холодильник»


Локомотив на сжиженном природном газе

Первый локомотив на газовом топливе построил и протестировал в 1887 году немецкий инженер-конструктор Готтлиб Даймлер. В то время поезда ходили на угле, позже перешли на дизельное топливо и электричество. Природный газ стал возвращаться на железную дорогу с середины XX века. Самые современные газовые локомотивы ездят на СПГ — сжиженном природном газе.

От гибридов до мирового рекорда

Потенциал СПГ как топлива для локомотивов исследуют с середины 1970-х. В 1987 году в СССР построили первые три магистральных тепловоза с газодизельными двигателями — они могли работать на дизельном топливе и СПГ. Довести первые СПГ-тепловозы до серийного производства не удалось.

Первый в современной России магистральный СПГ-газотурбовоз — тепловоз с турбинными двигателями — создали в 2008 году. Спустя год он установил мировой рекорд: провел грузовой состав из 159 вагонов массой более 15 тысяч тонн. Газотурбовоз попал в книги рекордов России и Гиннесса как самый мощный в мире, работающий на СПГ: его мощность составила 8,3 тысячи киловатт.

В 2013 году российские инженеры побили рекорд и построили СПГ-локомотив мощностью 8,5 тысячи киловатт. На сегодня это самый мощный газотурбовоз такого типа в мире.

Маневровый тепловоз на сжиженном природном газе
Маневровый тепловоз на сжиженном природном газе. Фото с сайта wikimedia.org

Наряду с магистральными тепловозами на СПГ, которые возглавляют грузовые составы, в России строят и маневровые — те, что работают на станциях. Опытные образцы газодизельных маневровых тепловозов появились в нашей стране в конце 1990-х. В 2013-м изготовили первый в мире маневровый СПГ-тепловоз с газопоршневым двигателем, а в 2022-м выпустили аналогичный тепловоз с двумя поршневыми двигателями.

СПГ-тепловозы оснащают газотурбинными и газопоршневыми двигателями внутреннего сгорания. Первые называют газотурбовозами, вторые — газотепловозами. В газотурбинном двигателе работу производит турбина, которая использует энергию нагретого газа. В газопоршневом механическую работу производит поршень: он совершает поступательное движение в цилиндре за счет расширения продуктов сгорания топлива.

Сжиженный газ хранят под давлением около 4,5 атмосферы в охлаждающих цистернах — температура в них должна быть не выше минус 161 градуса. Цистерну с холодным топливом встраивают прямо в железнодорожный состав — она занимает одну из секций. Внутрь помещается 17–20 тонн СПГ. Из-за работы охлаждающей системы СПГ-тепловозы отличаются большей шумностью.

Сбоку у цистерны есть специальные заправочные краны, куда подключают шланг. Заправлять поезда можно из привозных автоцистерн с СПГ или на железнодорожных заправочных пунктах, куда топливо поступает с газораспределительных станций. На таких станциях природный газ сжижают на месте с помощью криогенного оборудования. Подобная инфраструктура есть под Екатеринбургом, и для повсеместного использования СПГ-поездов ее недостаточно.

Российские инженеры продолжают разрабатывать новые СПГ-поезда. В планах развернуть серийное производство маневровых локомотивов, создать еще по два типа магистральных и маневровых тепловозов и подготовить существующие локомотивы для перехода на СПГ.

СПГ в море и в космосе

Жидкий природный газ подходит не только для заправки поездов. СПГ можно использовать для легкового и грузового транспорта — при этом его превращают в компримированный (сжатый) природный газ. Такое топливо в три раза менее плотное и хранится под давлением около 200 атмосфер: для этого подходят баллоны с толстыми стенками и не нужна охлаждающая система на борту автомобиля.

СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев»

На СПГ ходят морские и космические суда. Чтобы заправлять корабли не с берега, а в море, в России создали плавучую СПГ-АЗС «Дмитрий Менделеев». Сжиженные газы, в том числе метан, применяют как ракетное топливо.

Еще одна сфера применения СПГ — питание энергоустановок предприятий и объектов энергетики в труднодоступных районах. Для этого компактное жидкое топливо доставляют на место, превращают в обычный по плотности газ и используют, как природный: например, направляют по трубопроводам.


Антон Жарков


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх